Кафедра - это объединение преподавателей
учебных дисциплин, относящихся к
какой-либо одной отрасли науки
/Словарь современного русского языка/
1. Общие положения.
1.1. Школьная методическая кафедра является основным учебно-методическим структурным подразделением Школы, объединяющим учителей (педагогов, воспитателей) одной или нескольких родственных дисциплин, которые ведут близкую по содержанию учебную, методическую, исследовательскую, экспериментальную, инновационную и научную работу.
1.2. Кафедра осуществляет свою деятельность под руководством научно-педагогического совета школы, в который входят: председатель научно-педагогического совета Школы, заместители директора Школы, заведующие предметными кафедрами.
1.3. Из состава членов кафедры, утвержденного директором Школы, на заседании научно-педагогического совета согласовываются кандидатуры на должность заведующего кафедрой. Руководитель кафедры избираются сроком на 1 год и утверждается приказом директора.
1.4. Руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой.
1.5. Члены кафедры принимают участие в разработке методической темы, над реализацией которой будет работать Школа.
1.6. Для изучения отдельных актуальных проблем при кафедре могут создаваться временные исследовательские коллективы и творческие группы.
1.7. Количество кафедр и их численность определяются научно- педагогическим советом, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед Школой задач, и утверждаются директором Школы.
1.8. В своей деятельности кафедры руководствуются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ и законами Российской Федерации, решениями органов управления образования, а также Уставом и локальными правовыми актами Школы (Правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами и т.п.).
1.9. Научно-методическая служба Школы состоит из следующих подразделений:
Кафедра естественнонаучных дисциплин (физика, биология, химия, география, математика, информатика и ИКТ, физкультура, ОБЖ).
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин (русский язык и литература, история, обществознание, МХК, мировая экономика и политика, экономика России, основы экономических знаний на английском языке (метапредмет).
Кафедра иностранных языков (английский язык, испанский язык, немецкий язык, французский язык, подготовка гидов-переводчиков по Москве, основы деловой корреспонденции (на английском языке), история британской цивилизации на английском языке, деловой английский язык, современный разговорный английский язык)
Кафедра дополнительного образования (курсы иностранных языков:
испанский, английский, немецкий, французский, итальянский, японский, китайский языки), подготовка в ВУЗ: английский язык, русский язык, математика, английский клуб (страноведение англоговорящих стран, прес-центр), арт-салон (гончарная мастерская, музыкальная студия, Танцевальный клуб «Фантазия», искусство игры на гитаре, фотостудия «Светосила», школьный театр, живопись)
2. Основные задачи кафедры.
2.1. Обеспечение высокого научно-методического уровня проведения учебных и внеучебных занятий с постепенным переходом на ФГОС (начальное общее, основное общее и среднее общее образование), и их результативность.
2.2. Разработка учебных планов и программ, методических рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса, учитывая федеральный, региональный и школьный компоненты, условия и особенности обучения различных групп учащихся.
2.3. Осуществление организации непрерывного образования педагогических кадров, в том числе повышение квалификации членов педагогического коллектива.
2.4. Утверждение тематики индивидуальных исследований учителя.
2.5. Организация взаимопосещения уроков и анализ различных видов учебно-воспитательной деятельности.
2.6. Оказание помощи сотрудникам кафедры в подготовке к аттестации.
2.7. Установление творческих связей с кафедрами и методическими объединениями других ОО с целью изучения, обобщения и распространения передового опыта работы лучших учителей.
2.8. Оказание помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, наставничество.
2.9. Участие в экспериментах и научных исследованиях по важнейшим теоретическим проблемам по профилю кафедры, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов.
2.10. Работа с мотивированными учащимися, привлечение их к участию в экспериментах и научных исследованиях по важнейшим теоретическим вопросам по профилю кафедры, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов.
2.11. Обсуждение результатов научно-исследовательской работы (обсуждение результатов научно – исследовательских и экспериментальных работ и рекомендации к опубликованию отчетов по их проведению, участие по внедрению результатов исследований и экспериментов в практику).
2.12. Проведение экспертизы авторских программ.
2.13. Проведение итоговой аттестации учащихся по предметам кафедры и анализ ее итогов.
2.14. Организация и руководство проектно-исследовательской работой учащихся, подготовка учеников к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, конференциям.
2.15. Организация профессиональной ориентации учащихся, проведении занятий на подготовительном отделении или подготовительных курсах по профилю кафедры.
2.16. Помощь в публикации и издании собственных и совместных разработок учителей кафедры.
3. Основные направления деятельности кафедры.
3.1. Анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
3.2. Участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов;
3.3. Разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов;
3.4. Подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий, дидактических материалов и наглядных пособий по предметам;
3.5. Проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по предметам, проведение предметных недель;
3.6. Подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;
3.7. Обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним;
3.8. Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работой учащихся;
3.9. Разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предмету;
3.10. Изучение нормативных документов;
3.11. Изучение методических новинок;
Разработка дидактических и методических материалов в соответствии с экспериментальной работой кафедры и Школы в связи с переходом на ФГОС;
3.13. Разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения, а также методическое их использование в учебном процессе;
3.14. Изучение и внедрение в практику работы кафедры и Школы передового педагогического опыта;
4. Диагностическая работа кафедры включает в себя:
4.1. Активное участие в организации и проведении городской независимой диагностики по предметам кафедры и анализ полученных результатов данной диагностики с целью составления рекомендаций педагогам по организации дальнейшей их деятельности;
4.2. Разработку и апробацию диагностических материалов с целью выявления уровня обученности учащихся, анализ результатов изучения предметов, по которым специализируется кафедра;
4.3. Осуществление анализа результатов государственной итоговой аттестации, аккредитации школы;
4.4. Постановку и решение вопросов, обеспечивающих повышение уровня обученности, воспитанности и развития учащихся, выполнение стандартов образования, учебно-тематических планов (учебных программ) всеми членами кафедр.
5. Права школьной методической кафедры.
Кафедра имеет право:
5.1. Разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательной и научно-методической работы и её содержанию;
5.2. Принимать участие в обсуждении вопросов деятельности Школы;
5.3. Ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном на кафедре;
5.4. Устанавливать и осуществлять сотрудничество с аналогичными подразделениями образовательных учреждений;
5.5. Выдвигать от кафедры учителей для участия в конкурсах «Педагог года» и др.;
5.6. Вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
5.7. Вносить предложение администрации Школы по поощрению сотрудников кафедры за активное участие в учебно-воспитательной, инновационной, научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности.
6. Организация работы.
6.1. Составление и согласование годового плана работы кафедры (план работы кафедры в течение учебного года может корректироваться).
6.2. Не реже одного раза в четверть кафедры проводят свои заседания (по итогам заседания составляется протокол).
6.3. В конце учебного года руководители кафедр отчитываются перед научно-педагогическим советом и представляют анализ работы кафедры (по направлениям деятельности письменно).
6.4 Реорганизация кафедры производится по решению научно- педагогического совета Школы, утверждается приказом директора Школы.
Организует учебно-воспитательную, научно-методическую, экспериментальную и опытно-исследовательскую работу на кафедре ее руководитель, назначаемый приказом директора Школы. Заведующий кафедрой подчиняется директору или одному из его заместителей. Заведующему кафедрой подчиняются все учителя и лаборанты, входящие в состав кафедры.
Заведующий кафедрой отвечает за качество преподавания предметов кафедры; выполнение опытно-поисковой, экспериментальной, научно-методической и проектно-исследовательской работы; повышение квалификации сотрудников кафедры; состояние трудовой дисциплины и внутреннего порядка на кафедре; состояние и сохранение учебно-материальной базы кафедры.
Работа кафедры проводится в соответствии с планом на текущий учебный год. План составляется заведующим кафедрой, рассматривается на заседании кафедры, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается директором школы.
Заседания кафедры проводятся не реже одного раза в два месяца. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколах.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических кафедр Школы, на заседания необходимо приглашать их заведующих (представителей).
7. Результатом деятельности кафедр является:
7.1. Проведение обучающих педагогических советов, семинаров, круглых столов, мастер-классов;
7.2. Публикация научных, методических разработок, предъявление, показ и защита педагогического опыта, внедрение в педагогическую практику новых методик, технологий, программ и результатов экспериментов и инноваций;
7.3. Проведение мониторинговых процедур разных уровней;
7.4. Организация индивидуальной поддержки и курирование педагогов, в том числе молодых специалистов;
7.5. Осуществление научного анализа учебно-воспитательного процесса;
7.6. Оказание помощи в разработке научно-методических рекомендаций, документов, планов.
8. Контроль деятельности кафедры:
8.1. Текущий контроль деятельности кафедр осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, в обязанности которого входит организация методической работы в соответствии с планом внутреннего и внешнего контроля.