Результаты апробации кураторской методики как средства развития социального капитала образовательной организации на базе МБОУ «Лицей №4»
В мае – декабре 2019 года коллектив МБОУ Лицей №4 включился в работу по развитию социального капитала по методике Константина Ушакова д.п.н, профессора НИУ ВШЭ и Екатерины Куксо, магистра организационной психологии Университета Манчестера.
В рамках данной работы прошли обучение директор школы: Шматова Е.В и заместители директора Лысенко Е.Н. и Салина Е.А., а также учитель начальных классов Ковалева И.В. и учитель английского языка Тетехин С.Г.
По итогам обучения администрация школы провела исследование актуального состояния социального взаимодействия в коллективе МБОУ «Лицей №4». По результатам исследования было принято решение об апробации кураторской методики как средства развития социального капитала. В рамках оказания методической помощи и развития профессионального потенциала молодых специалистов были созданы две диады педагогов под руководством кураторов. Состав первой диады: куратор Ковалева И.В., учитель начальных классов Кулешова О.А и учитель английского языка Попова В.П.. Состав второй диады: куратор Тетехин С.Г, учитель английского языка Биконова Е.Д., учитель английского языка Розсомаха Ю.А.
Работа первой диады проходила по следующему сценарию:
1. 03.10.19 Установочная встреча. На которой педагоги заполнили колесо баланса педагогических компетенций. Выявили наиболее и наименее развитые компетенции. Предложили возможные варианты развития тех компетенций, которые не достаточно развиты. Результатом встречи стала постановка цели наблюдения: Распределение внимания педагога.
2. 10.10.19 Встреча ретроспектива. Педагоги проанализировали протоколы наблюдений. Выявили слепые зоны в классе и предложили провести повторное наблюдение за данной компетенцией по усложненному протоколу.
3. 17.10.19 Встреча ретроспектива. Анализ протоколов позволил выявить зависимость между распределением внимания педагогов и успеваемостью учеников. Были отмечены положительные изменения во владении данной компетенцией. Педагоги целью следующего наблюдения определили компетенцию «Охват пространства класса».
4. 24.10.19 Встреча ретроспектива. При анализе протоколов наблюдения педагоги отметили, что впервые обратили внимание на то каким образом они используют пространство класса. С интересом наблюдали за реализацией этой компетенции коллегой. Брали на заметку их пространственные решения. Темой следующего наблюдения было выбрано рациональное использование времени урока.
5. 08.11.19 Встреча ретроспектива. Педагоги проанализировали протоколы. Поделились впечатлениями о полученном опыте. Обозначили план совершенствования данной компетенции.
6. 15.11.19 Итоговая встреча. По колесу баланса профессиональных компетенций педагоги проанализировали динамику изменений тех компетенций, которые они наблюдали. Проанализировали какие изменения в совершенствовании других компетенций повлекли за собой эти наблюдения.
По итогам проведенных встреч педагоги написали рефлексивные отчеты, в которых отразили какова ценность участия в данной апробации именно для них;
«Наблюдение за аспектом «Время на размышление» помогло мне пересмотреть свой подход в этом направлении»
«Взаимопосещения уроков способны стимулировать профессиональную рефлексию педагогов, имеющих сравнительно небольшой опыт работы»
«Проект помог мне увидеть свою работу со стороны. Понаблюдав за работой другого преподавателя я стала сама по-другому работать, что улучшило качество преподавания»
По результатам апробации кураторской методики были сделаны следующие выводы:
1. Данная методика помогает установлению прочных социальных связей, основанных на доверии и обмене опытом.
2. Увеличиваются возможности профессионального взаимодействия.
3. В отличии от авторитарного подхода при наставничестве при кураторской методике устанавливается демократическое сотрудничество, что снимает психологическое напряжение, снижает сопротивление и позволяет каждому педагогу максимально раскрыть свой потенциал.
На основании всего вышесказанного можно утверждать, что кураторская методика оказывает положительное влияние на развитие социального капитала образовательного учреждения.
Программа работы с молодыми специалистами 2019-2020.
План работы с молодыми специалистами в МБОУ «Лицей № 4» г.о. Королёв Московской области.
План работы с молодыми специалистами Кулешовой О.А., Безруковой И.Н.
План работы наставника с молодым специалистом.
Отчет педагога наставника Власовой М.В. о проделанной работе с молодым специалистом Безруковой И.Н.
Отчет педагога наставника Власовой М.В. о проделанной работе с молодым специалистом Кулешовой О.А.