ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141090, Московская область, г. о. Королёв, мкр. Юбилейный, ул. Комитетская, д. 31;

  • 141090, Московская область, г. о. Королёв, мкр. Юбилейный, Школьный проезд, д. 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕНЮ
МЕНЮ

 

 

 

 

 

 

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяю­щий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Образец хорошей работы.

  2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.

  3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в школе насущные проблемы:

- низкое качество знаний; слабая математическая подготовка учащихся;

- недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

- низкий уровень воспитанности;

-пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа научного текста и др.). Если есть затруднение, учитель его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют. Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

  • высокая результативность в формировании знаний, умений, навы­ков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;

  • творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

  • длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

  • актуальность темы опыта, перспективность;

  • научная обоснованность; научные закономерности, принципы, ле­жащие в основе опыта;

  • рациональный расход времени на достижение высоких результате с помощью оригинальных методик;

Как работать по обобщению передового опыта?

1. Сначала его нужно найти и запланировать:

  • найти можно в ходе тематического внутришкольного контроля при посещении уроков по определенной теме;

  • найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него система, можно ее оформлять как опыт;

  • увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории;

  • запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе;

  • сформулировать вместе с учителем тему;

  • запланировать самому учителю как тему по самообразованию, ак­туальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

2. Изучается опыт с помощью следующих методов:

  • анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

  • посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;

  • изучение УМК учителя; изучение его рабочей документации (планов);

  • проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

3. Обобщение:

  • статья о своем опыте работы (сборник статей);

  • подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

  • подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка учителя, проведе­ние мастер-класса;

  • проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

  • школьный методический альбом.

 

Приступая к осмыслению и обобщению собственного опыта, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие задачи (цели) обучения и воспитания Вы решаете в своей пе­дагогической деятельности?

2.Выделите (сформулируйте) противоречия, решаемые в Вашем опы­те (несоответствие между поставленными целями и получаемым результа­том).

3.Какие, на Ваш взгляд, факторы успешности содержатся в системе Вашей работы?

Например:

-постановка целей (задач) обучения и воспитания;

-формирование у школьников положительной мотивации к обуче­нию;

-отработана совокупность приемов, направленных на создание комфортных условий обучения;

-разработана эффективная методика сообщения нового материала;

-созданы способы, приемы, формы, средства системы вашего педа­гогического воздействия и т.д.

4. Опишите их в следующем порядке:
-название фактора успешности;

-состав, последовательность операций (структура);

- зачем Вы их применяете и в какой последовательности (цель);

- что дает применение этого фактора (результат);

- за счет чего (каких именно элементов, условий) Вы получаете высо­кие результаты (условия эффективности).

5. Как Вы обеспечиваете формирование познавательных действий
всех учащихся (воспитанников) с заданными конечными свойствами? 6.Опи­шите создаваемые Вами условия обеспечения деятельности учащихся, при которых становится неизбежным достижение тех или иных качеств лично­сти, формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстроты, легкости, автоматизма).

7.Опишите приемы личного воздействия на ученика.

8.Сформулируйте основные противоречия, решаемые Вами в педаго­гической деятельности.

9.Выделите составные части Вашей проблемы и выстройте их в ие­рархической последовательности. Таким образом, Вы выделите личную концепцию своей педагогической деятельности.

Опишите каждую составную часть Вашей концепции, отвечая на указанные в п.4 вопросы, используя писанные Вами факторы успешности (п.З) или компоненты учебно-воспитательного процесса.

10.Опишите опыт в соответствии с планом:
- сущность опыта;

- новизна;

- результативность;

- трудоемкость осуществления (для учителя и учеников);

-возможность и условия освоения.

Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуж­дения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идеи содержанию и последовательности изложения.

Избегайте возможности превращения самоанализа в отчет о соб­ственной педагогической деятельности (самоанализ - это описание педаго­гического опыта или педагогической системы в целом, обладающей новиз­ной и высокой результативностью).

4. Распространение опыта:

  • педагогический совет;

  • заседание методического объединения;

  • творческий отчет;

  • различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

  • научно-практические конференции;

  • наставничество;

  • публикации в методических журналах;

  • мастер-классы;

  • семинары;

  • окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы ме­тодических находок учителей).

Что может быть опытом?

-алгоритмы учебных действий по предмету;

-технология урока или элементы технологии;

-авторская программа (учебного курса, воспитательная);

-система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва­риативности и др.);

эффективная система оценки знаний и др.

Оформление опыта оценки учителей:

- методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методи­ческого уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);

- вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Мето­дического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уро­ках. Материал постепенно оформляется в альбом);

- методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях);

- карточки ППО.

 


God pedagoga1920х960

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЕЙ

© 2023. Официальный сайт МБОУ "Лицей №4" г. о. Королёв Московской области.
Copyright © Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено.
Дизайн, программирование и техническая поддержка: ® Корунов А.А..