Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
-
Образец хорошей работы.
-
Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.
-
Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут быть в школе насущные проблемы:
- низкое качество знаний; слабая математическая подготовка учащихся;
- недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
- низкий уровень воспитанности;
-пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счета обучение написанию сочинений, обучение приемам пересказа научного текста и др.). Если есть затруднение, учитель его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют. Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:
-
высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;
-
творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
-
длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);
-
актуальность темы опыта, перспективность;
-
научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;
-
рациональный расход времени на достижение высоких результате с помощью оригинальных методик;
Как работать по обобщению передового опыта?
1. Сначала его нужно найти и запланировать:
-
найти можно в ходе тематического внутришкольного контроля при посещении уроков по определенной теме;
-
найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него система, можно ее оформлять как опыт;
-
увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории;
-
запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе;
-
сформулировать вместе с учителем тему;
-
запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
2. Изучается опыт с помощью следующих методов:
-
анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
-
посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
-
изучение УМК учителя; изучение его рабочей документации (планов);
-
проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.
3. Обобщение:
-
статья о своем опыте работы (сборник статей);
-
подготовка открытого урока с подробным самоанализом;
-
подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка учителя, проведение мастер-класса;
-
проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;
-
школьный методический альбом.
Приступая к осмыслению и обобщению собственного опыта, ответьте на следующие вопросы:
1. Какие задачи (цели) обучения и воспитания Вы решаете в своей педагогической деятельности?
2.Выделите (сформулируйте) противоречия, решаемые в Вашем опыте (несоответствие между поставленными целями и получаемым результатом).
3.Какие, на Ваш взгляд, факторы успешности содержатся в системе Вашей работы?
Например:
-постановка целей (задач) обучения и воспитания;
-формирование у школьников положительной мотивации к обучению;
-отработана совокупность приемов, направленных на создание комфортных условий обучения;
-разработана эффективная методика сообщения нового материала;
-созданы способы, приемы, формы, средства системы вашего педагогического воздействия и т.д.
4. Опишите их в следующем порядке:
-название фактора успешности;
-состав, последовательность операций (структура);
- зачем Вы их применяете и в какой последовательности (цель);
- что дает применение этого фактора (результат);
- за счет чего (каких именно элементов, условий) Вы получаете высокие результаты (условия эффективности).
5. Как Вы обеспечиваете формирование познавательных действий
всех учащихся (воспитанников) с заданными конечными свойствами? 6.Опишите создаваемые Вами условия обеспечения деятельности учащихся, при которых становится неизбежным достижение тех или иных качеств личности, формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстроты, легкости, автоматизма).
7.Опишите приемы личного воздействия на ученика.
8.Сформулируйте основные противоречия, решаемые Вами в педагогической деятельности.
9.Выделите составные части Вашей проблемы и выстройте их в иерархической последовательности. Таким образом, Вы выделите личную концепцию своей педагогической деятельности.
Опишите каждую составную часть Вашей концепции, отвечая на указанные в п.4 вопросы, используя писанные Вами факторы успешности (п.З) или компоненты учебно-воспитательного процесса.
10.Опишите опыт в соответствии с планом:
- сущность опыта;
- новизна;
- результативность;
- трудоемкость осуществления (для учителя и учеников);
-возможность и условия освоения.
Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуждения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идеи содержанию и последовательности изложения.
Избегайте возможности превращения самоанализа в отчет о собственной педагогической деятельности (самоанализ - это описание педагогического опыта или педагогической системы в целом, обладающей новизной и высокой результативностью).
4. Распространение опыта:
-
педагогический совет;
-
заседание методического объединения;
-
творческий отчет;
-
различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);
-
научно-практические конференции;
-
наставничество;
-
публикации в методических журналах;
-
мастер-классы;
-
семинары;
-
окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей).
Что может быть опытом?
-алгоритмы учебных действий по предмету;
-технология урока или элементы технологии;
-авторская программа (учебного курса, воспитательная);
-система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);
- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);
- эффективная система оценки знаний и др.
Оформление опыта оценки учителей:
- методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);
- вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уроках. Материал постепенно оформляется в альбом);
- методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях);
- карточки ППО.